Практическая работа

Цель: составить сравнительную таблицу учебников по теме «Устройство компьютера».

Критерии сравнения

«Информатика – Базовый курс», 7 класс, Семакина И, Залогова Л, Русакова С, Шестаковой

Информатика и ИКТ, учебник для 7 класса, Угринович Н.Д

Информатика, учебник для 5 класса, Л.Л. Босова, А.Ю. Босова

Содержание учебника согласно оглавлению учебника (название главы, параграфа, пункта)

Глава II. Компьютер: устройство и программное обеспеченье. §5«Назначение и устройство компьютера.»  §6 «Компьютерная память». §7 «Как устроен персональный компьютер.»

Глава I. Компьютер и программное обеспечение. 1.2 Устройство компьютера, 1.2.1 Центральное устройство компьютера – процессор, 1.2.2 Устройство ввода информации, 1.2.3 Устройство вывода информации, 1.2.4 Оперативная и долговременная память, 1.2.5 Типы персональных компьютеров.

§ 2 Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. § 3 Ввод информации в память компьютера.

Примерное количество часов на изучение темы

На всю главу II отводится 6 часов, на изучение устройства компьютера не более 3 часов.

На изучение устройства компьютера отводится 3 часа.

На изучение отводится 3 часа.

Основные понятия темы и их определения. Рассматриваемые вопросы темы.

К §5 – основные темы: что общего между компьютером и человеком; какие устройства входят в состав компьютера; что такое данные и программа; принципы фон Неймана;

определения тем §:

По принципам устройства компьютер – модель человека, работающего с информацией. Компьютеру переданы интеллектуальные возможности человека, а не физические.

-устройства ввода;     устройства запоминания – память;

- устройства обработки – процессор; - устройства вывода.

Данные – это обрабатываемая информация, представленная в памяти компьютера в специальной форме. Программа – описание последовательности действий, которые должен выполнить компьютера для решения поставленной задачи обработки данных. Для неймановской архитектуры характерно наличие одного процессора, который управляет работой всех остальных устройств.

К §6 – основные темы:

внутренняя внешняя память; структура внутренней памяти компьютера; программа в памяти компьютера; программа в памяти компьютера; носители и устройства внешней памяти;  определения тем §: Два вида памяти – внутренняя (оперативная) и внешняя (долговременная).

Внутренняя память – это электронное устройство, которое хранит информацию пока питается электроэнергией. Внешняя память – это различные магнитные носители (ленты, диски), оптические диски, флеш карты памяти. Использование двух знаков для представления информации называется двоичной кодировкой. Битовая структура определяет первое свойство внутренней памяти компьютера – дискретность. Второе свойство внутренней памяти компьютера – адресуемость. Несколько последовательно расположенных байтов памяти образуют ячейку памяти. Машинная программа – это множество команд, расположенных в последовательных ячейках памяти. Команда программы состоит из операционной и адресной части – адресов размещения в памяти обрабатываемых данных. Устройство внешней памяти – это устройства чтения и записи информации на внешние носители.

К §6 – основные темы:

что такое ПК; основные устройства ПК; магистральный принцип взаимодействия устройств ПК;  определения тем §:

основные части ПК:

- системный блок (мозг компьютера); -клавиатура (клавишное устройство); - монитор (дисплей); мышь (манипулятор);

могут быть подключены:

- принтер (устройство печати); - модем (для выхода в компьютерную сеть);

Шина данных – передаётся обрабатываемая информация; Шина адреса – адреса памяти или внешних устройств к которым обращается процессор; Шина управления – по ней передаются управляющие сигналы.

Как такового выделения вопросов рассматриваемых в темах и понятий в учебнике нет. Есть только сплошной текст и изредка наблюдаются подчёркнутые в монолитном тексте термины. Пример выделения: В машинном языке компьютера имеются только две цифры (0 и 1), поэтому любая информация представляется и обрабатывается в компьютере в форме последовательностей нулей и единиц.

§ 2 – ключевые слова: универсальный объект; компьютер; аппаратное обеспечение; техника безопасности; ….

не может воспринять непонятную ему информацию; необъективен, т.е зачастую воспринимает информацию не такой, какая она есть, а такой, какой она ему кажется; быстро устаёт и может ошибаться, обрабатывая информацию; не может долго хранить информацию: если не закреплять знания постоянными упражнениями, информация очень быстро забывается.
Процессор предназначен для обработки данных и управления работой компьютера. Память компьютера служит для хранения данных и делится на оперативную и долговременную. Для длительного хранения информации используется жёсткий диск – устройство долговременной памяти. Клавиатура применяется для ввода информации в память компьютера. Монитор предназначен для вывода информации на экран или, ещё говорят , для отображения информации на экран. Мышь – одно из основных устройств ввода, предназначенное для управления компьютером. …

джостик (для управления компьютером во время игры); сканер (для ввода графических изображений в память компьютера непосредственно с бумажного оригинала); микрофон (для ввода звуковой информации); принтер (для вывода информации на бумагу); акустические колонки или наушники (для вывода звуковой информации).
§ 3 Ввод информации в память компьютера.
ключевые слова: клавиатура; основная позиция пальцев; слепая десятипальцевая печать… Клавиатура: 1) функциональные клавиши; 2) символьные (алфавитно-цифровые) клавиши; 3) клавиши управления курсором; 4) специальные клавиши; 5) клавиши дополнительной клавиатуры. В основной позиции: основание ладоней лежат на передней кромки каркаса клавиатуры; форма кистей –круглая, как будто в каждой из них держат яблоко; пальцы обеих рук слегка касаются клавиш со следующими буквами.

 

Используемые подходы к изложению темы (если они существуют, см. по М. П. Лапчик)

Изучение ведётся от рассмотрения архитектуры первых ЭВМ и заканчивается ПЭВМ последних поколений. Используется поэтапный подход с исторической опорой при изучении данного курса.

Изложение материала учебника ведётся согласно истории развития ЭВМ.

Изложение материала ведётся в форме описания от простого к сложному без исторической опоры.

Использование примеров при изложении материала темы

При изложении каждой из тем параграфа активно используются примеры. Например: … ещё в XV веке великий итальянский учёный и художник Леонардо да Винчи изучал строение тел птиц и использовал эти знания для конструирования летательных аппаратов. Русский учёный Н.Е. Жуковский, основоположник аэродинамики, так же исследовал механизм полёта птиц.

При изложении материала примеры из жизни не приводятся, используется подробное описание механизмов ЭВМ.

При изложении материала частично приводятся примеры из жизни иллюстрирующие где используются компьютеры. Пример: Сегодня компьютер является незаменимым помощником человека в любой сфере деятельности.

Наглядность представленного материала по теме (схемы, рисунки и т.д.)

Используются схемы и рисунки при изложении тем данного раздела. Например: схема «Информационный обмен между устройствами компьютера»; таб. «Структура внутренней памяти компьютера»; рис. «Электронная вычислительная машина»; таб. «Принцип адресации памяти»; таб. «Машинная программа»; рис. «Дисковод и магнитный диск»; рис. «Комплект стационарного ПК»; рис. «Ноутбук»; схема «Структура ПК».

Количество схем, рисунков и фотографий в учебнике в изобилии. Пример: фотография «Клавиатура».

Изложение материала пронизано множеством фотографий, рисунков, схем, таблиц связанных с компьютером. Пример: Микрофон, Сканер, Принтер.

Наличие межпредметных связей

Просматриваются связи с физикой, химией, историей. Примеры: ЭВМ была изобретена в середине XX века для усиления возможностей умственной работы человека… - из истории; … являются накопители на магнитных дисках (НДМ)… - из физики; покрытой тонким ферромагнитным слоем… - из химии.

Наиболее часто связь просматривается с физикой, частью с историей, частично с биологией.

Просматривается связь с физикой, частично биологией.

Полнота раскрытия темы

Материал излагается исчерпывающе, при изложении широко используются схемы, таблицы и рисунки.

Изложение материала ведётся исчерпывающе касательно устройства и функционирования элементов ЭВМ, большое количество таблиц, рисунков, схем, излагаемый материал буквально ими «пестрит».

Изложение материала ведётся без опоры на историю развития ЭВМ, подробно рассматривается только периферийные устройства ПК.

Наличие задач разного уровня сложности (и их количество)

К каждому § прилагается от 4 до 8  вопросов и заданий средней сложности, но при этом позволяет проверить в полной мере знания учащихся.

К каждому разделу темы прилагается хорошо структурированный перечень вопросов и заданий.

Задания и контрольные вопросы  структурированы и неплохо подобранны для самоконтроля учащихся.

Наличие контрольных и самостоятельных заданий (и их количество)
 Наличие контрольных вопросов (и их количество)

Общее количество вопросов и заданий для 4-х § составляет 23, как такового разделения на контрольные вопросы и задания нет.

Между контрольными и самостоятельными заданиями существует резкое разделение, они отделены друг от друга, так же прилагаются задание в практикуме по данному учебнику.

К каждому разделу прилагается набор заданий и задач отдельно друг от друга, плюс задания в практикуме.

Обоснование выбора ведущего учебника

Каждый учебник имеет свои недостатки, но по содержанию и подходу изложения материала лидирует учебник Угриновича  Н.Д, по качеству прилагаемых графических иллюстраций данный учебник просто ужасен.