Практическая работа
Цель: составить сравнительную таблицу учебников по теме «Устройство компьютера».
|
Критерии сравнения |
«Информатика – Базовый курс», 7 класс, Семакина И, Залогова Л, Русакова С, Шестаковой |
Информатика и ИКТ, учебник для 7 класса, Угринович Н.Д |
Информатика, учебник для 5 класса, Л.Л. Босова, А.Ю. Босова |
|
Содержание учебника согласно оглавлению учебника (название главы, параграфа, пункта) |
Глава II. Компьютер: устройство и программное обеспеченье. §5«Назначение и устройство компьютера.» §6 «Компьютерная память». §7 «Как устроен персональный компьютер.» |
Глава I. Компьютер и программное обеспечение. 1.2 Устройство компьютера, 1.2.1 Центральное устройство компьютера – процессор, 1.2.2 Устройство ввода информации, 1.2.3 Устройство вывода информации, 1.2.4 Оперативная и долговременная память, 1.2.5 Типы персональных компьютеров. |
§ 2 Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. § 3 Ввод информации в память компьютера. |
|
Примерное количество часов на изучение темы |
На всю главу II отводится 6 часов, на изучение устройства компьютера не более 3 часов. |
На изучение устройства компьютера отводится 3 часа. |
На изучение отводится 3 часа. |
|
Основные понятия темы и их определения. Рассматриваемые вопросы темы. |
К §5 – основные темы: что общего между компьютером и человеком; какие устройства входят в состав компьютера; что такое данные и программа; принципы фон Неймана; определения тем §: По принципам устройства компьютер – модель человека, работающего с информацией. Компьютеру переданы интеллектуальные возможности человека, а не физические. -устройства ввода; устройства запоминания – память; - устройства обработки – процессор; - устройства вывода. Данные – это обрабатываемая информация, представленная в памяти компьютера в специальной форме. Программа – описание последовательности действий, которые должен выполнить компьютера для решения поставленной задачи обработки данных. Для неймановской архитектуры характерно наличие одного процессора, который управляет работой всех остальных устройств. К §6 – основные темы: внутренняя внешняя память; структура внутренней памяти компьютера; программа в памяти компьютера; программа в памяти компьютера; носители и устройства внешней памяти; определения тем §: Два вида памяти – внутренняя (оперативная) и внешняя (долговременная). Внутренняя память – это электронное устройство, которое хранит информацию пока питается электроэнергией. Внешняя память – это различные магнитные носители (ленты, диски), оптические диски, флеш карты памяти. Использование двух знаков для представления информации называется двоичной кодировкой. Битовая структура определяет первое свойство внутренней памяти компьютера – дискретность. Второе свойство внутренней памяти компьютера – адресуемость. Несколько последовательно расположенных байтов памяти образуют ячейку памяти. Машинная программа – это множество команд, расположенных в последовательных ячейках памяти. Команда программы состоит из операционной и адресной части – адресов размещения в памяти обрабатываемых данных. Устройство внешней памяти – это устройства чтения и записи информации на внешние носители. К §6 – основные темы: что такое ПК; основные устройства ПК; магистральный принцип взаимодействия устройств ПК; определения тем §: основные части ПК: - системный блок (мозг компьютера); -клавиатура (клавишное устройство); - монитор (дисплей); мышь (манипулятор); могут быть подключены: - принтер (устройство печати); - модем (для выхода в компьютерную сеть); Шина данных – передаётся обрабатываемая информация; Шина адреса – адреса памяти или внешних устройств к которым обращается процессор; Шина управления – по ней передаются управляющие сигналы. |
Как такового выделения вопросов рассматриваемых в темах и понятий в учебнике нет. Есть только сплошной текст и изредка наблюдаются подчёркнутые в монолитном тексте термины. Пример выделения: В машинном языке компьютера имеются только две цифры (0 и 1), поэтому любая информация представляется и обрабатывается в компьютере в форме последовательностей нулей и единиц. |
§ 2 – ключевые слова: универсальный объект; компьютер; аппаратное обеспечение; техника безопасности; …. не может воспринять непонятную ему информацию; необъективен, т.е зачастую воспринимает информацию не такой, какая она есть, а такой, какой она ему кажется; быстро устаёт и может ошибаться, обрабатывая информацию; не может долго хранить информацию: если не закреплять знания постоянными упражнениями, информация очень быстро забывается. джостик (для управления компьютером во время игры); сканер (для ввода графических изображений в память компьютера непосредственно с бумажного оригинала); микрофон (для ввода звуковой информации); принтер (для вывода информации на бумагу); акустические колонки или наушники (для вывода звуковой информации).
|
|
Используемые подходы к изложению темы (если они существуют, см. по М. П. Лапчик) |
Изучение ведётся от рассмотрения архитектуры первых ЭВМ и заканчивается ПЭВМ последних поколений. Используется поэтапный подход с исторической опорой при изучении данного курса. |
Изложение материала учебника ведётся согласно истории развития ЭВМ. |
Изложение материала ведётся в форме описания от простого к сложному без исторической опоры. |
|
Использование примеров при изложении материала темы |
При изложении каждой из тем параграфа активно используются примеры. Например: … ещё в XV веке великий итальянский учёный и художник Леонардо да Винчи изучал строение тел птиц и использовал эти знания для конструирования летательных аппаратов. Русский учёный Н.Е. Жуковский, основоположник аэродинамики, так же исследовал механизм полёта птиц. |
При изложении материала примеры из жизни не приводятся, используется подробное описание механизмов ЭВМ. |
При изложении материала частично приводятся примеры из жизни иллюстрирующие где используются компьютеры. Пример: Сегодня компьютер является незаменимым помощником человека в любой сфере деятельности. |
|
Наглядность представленного материала по теме (схемы, рисунки и т.д.) |
Используются схемы и рисунки при изложении тем данного раздела. Например: схема «Информационный обмен между устройствами компьютера»; таб. «Структура внутренней памяти компьютера»; рис. «Электронная вычислительная машина»; таб. «Принцип адресации памяти»; таб. «Машинная программа»; рис. «Дисковод и магнитный диск»; рис. «Комплект стационарного ПК»; рис. «Ноутбук»; схема «Структура ПК». |
Количество схем, рисунков и фотографий в учебнике в изобилии. Пример: фотография «Клавиатура». |
Изложение материала пронизано множеством фотографий, рисунков, схем, таблиц связанных с компьютером. Пример: Микрофон, Сканер, Принтер. |
|
Наличие межпредметных связей |
Просматриваются связи с физикой, химией, историей. Примеры: ЭВМ была изобретена в середине XX века для усиления возможностей умственной работы человека… - из истории; … являются накопители на магнитных дисках (НДМ)… - из физики; покрытой тонким ферромагнитным слоем… - из химии. |
Наиболее часто связь просматривается с физикой, частью с историей, частично с биологией. |
Просматривается связь с физикой, частично биологией. |
|
Полнота раскрытия темы |
Материал излагается исчерпывающе, при изложении широко используются схемы, таблицы и рисунки. |
Изложение материала ведётся исчерпывающе касательно устройства и функционирования элементов ЭВМ, большое количество таблиц, рисунков, схем, излагаемый материал буквально ими «пестрит». |
Изложение материала ведётся без опоры на историю развития ЭВМ, подробно рассматривается только периферийные устройства ПК. |
|
Наличие задач разного уровня сложности (и их количество) |
К каждому § прилагается от 4 до 8 вопросов и заданий средней сложности, но при этом позволяет проверить в полной мере знания учащихся. |
К каждому разделу темы прилагается хорошо структурированный перечень вопросов и заданий. |
Задания и контрольные вопросы структурированы и неплохо подобранны для самоконтроля учащихся. |
|
Наличие контрольных и самостоятельных заданий (и их количество) |
Общее количество вопросов и заданий для 4-х § составляет 23, как такового разделения на контрольные вопросы и задания нет. |
Между контрольными и самостоятельными заданиями существует резкое разделение, они отделены друг от друга, так же прилагаются задание в практикуме по данному учебнику. |
К каждому разделу прилагается набор заданий и задач отдельно друг от друга, плюс задания в практикуме. |
|
Обоснование выбора ведущего учебника |
Каждый учебник имеет свои недостатки, но по содержанию и подходу изложения материала лидирует учебник Угриновича Н.Д, по качеству прилагаемых графических иллюстраций данный учебник просто ужасен. |
||